Тренды последнего времени – роботизация бизнеса, разработка ПО с ИИ, растущая зависимость от устройств и технологий, оцифровка и интеграция данных, успехи ИИ, диктат социальных сетей и многое другое рождают смешанные чувства: восхищение открывающимися возможностями и одновременно страх перед неизбежностью цифровой эпохи. Какая роль уготована в ней Человеку?
На вопросы журнала «БИТ. Бизнес и информационные технологии» отвечает Антон Чураков. Руководитель ИТ-компании «Цифровой Волк»
Ознакомиться со списком ответов всех экспертов, вы можете по ссылке: БИТ. Бизнес и Информационные технологии
1. Верите ли вы в то, что люди смогут, как и прежде, управлять своей жизнью в ближайшем будущем, а не попадут в цифровое рабство?
Смотря что имеется в виду под фразой «цифровое рабство». Если рассматривать вариант, когда человек большую часть своего времени проводит в телефоне и прочих приложениях, которые не приносят пользы для него самого, то можно сказать, что у него есть определенная зависимость. Что в итоге не лучшим образом сказывается на нем самом.
Если рассматривать другой вариант, что кто-то целенаправленно собирает информацию о нас, пытается что-то вживить в человека и как-то потом управлять и влиять с помощью этого, то сегодня я в это особо не верю.
Исключением из этого пункта, может быть ситуация, когда человек, о котором собирают информацию, – представляет для этих людей особый интерес.
У нас я больше верю в первый исход, так как это уже наступило. И часто вижу эту ситуацию, как с подростками, так и с маленькими детьми. Они часто сидят с телефонами или планшетами, смотрят ютуб и играют в игры и теряют в определенной степени связь с реальностью.
2. При каких условиях ИТ станут больше инструментом защиты человека, чем средством контроля над его жизнью и деятельностью?
Сами по себе технологии, я считаю, не несут в себе чего-то плохого по умолчанию. Разработав, к примеру, систему для хранения данных, – она выступает только в роли инструмента. А вот как уже будут использовать информацию, которая хранится в ней, – зависит от людей, которые ей владеют. Захотят – будут использовать во вред. И наоборот.
Поэтому основное условие, на мой взгляд, – это какую цель преследует человек, который владеет той или иной технологией.
3. Какие технологии способны делать человека эффективным?
Думаю, это по большей части те ИТ, которые позволяют избавить человека от рутинных операций. И те разработки, с помощью которых можно получить больше информации для принятия решения. К примеру, в медицине. В этом случае да, человек может быть более эффективным.
Если будем рассматривать повышение личной эффективности самого человека, то тут мало что поможет. Так как зависит от самого человека и правильной постановки задач. Даже установив 5–10 планировщиков дня и задач, человек будет выполнять то, что является более приоритетным и важным для него. А порой такие задачи человек может и не записать в план. Как бы странно это ни звучало. И, думаю, у многих было такое, что, обозначив задачи, вы в итоге выполняете совсем другие. А что запланировано – оказалось не приоритетным.
4. Риски цифровой экономики для людей и компаний: насколько они пересекаются?
Я бы назвал один из главных рисков, который сильно пересекается как с компаниями, так и с обычными людьми, – это информационная безопасность данных. А риск именно в том, что не будет проведена защита на должном уровне. Вследствие чего данные могут оказаться в открытом доступе. У людей – это данные по картам, телефоны, биометрия и другая личная информация. У компаний – это по большей части документы, которые составляют коммерческую тайну.
Поэтому многие организации вкладывают деньги в развитие информационной безопасности, дорабатывают или разрабатывают новое ПО на заказ. Вряд ли кто-то из компаний хочет подпортить свою репутацию и выплачивать после утечки данных штрафы.